Самоанализ педагогической деятельности

Колошницина Оксана Олеговна

учитель начальных классов

                высшей квалификационной категории

               МБОУ СОШ №85 «Журавушка» г. Новосибирска

САМОАНАЛИЗ

педагогической деятельности учителя начальных классов

муниципального  бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 85 «Журавушка»

Заельцовского района г. Новосибирска

Колошнициной Оксаны Олеговны

 

 

 

Я, Колошницина Оксана Олеговна, работаю в данном учреждении с 2010 года в должности  учителя начальных классов, 2 года являюсь руководителем школьного методического объединения учителей начальных классов и воспитателей групп продленного дня. В 2001 году закончила Новосибирский Государственный Педагогический Университет, по специальности учитель начальных классов. Педагогический стаж 12 лет .В данном образовательном учреждении 3 года.

         В течение последних 3 лет работаю над темой самообразования:  «Мониторинг как динамичная система отслеживания и прогнозирования деятельности ученика и учителя». При выборе темы самообразования исходила из того, что именно мониторинговые исследования  на мой взгляд:

помогают каждому участнику образовательного процесса осмыслить собственную деятельность, определить, насколько рациональны педагогические и дидактические средства, используемые в процессе обучения, насколько они адекватны целям образовательного процесса и возрастным особенностям школьников.

В связи с этим  основной целью своей работы над данной темой считаю

поиск методов и форм  учения, стимулирующих познавательную  активность,  самостоятельность школьников  и их развитие.

Для достижения  поставленной цели  определила следующие задачи:

·        использовать  все возможные инструменты для определения уровня развития каждого учащегося;

·        непрерывно наблюдать и анализировать  состояние процесса обучения;

·        предупреждать негативные тенденции в образовательном процессе;

·        осуществлять краткосрочное прогнозирование развития образовательного процесса;

·        зафиксировать уровень успешности каждого учащегося, искать пути устранения  трудностей;

·        создавать оптимальные условия для реализации государственного образовательного стандарта;

·        создавать процесс обучения, оптимальный для каждого ученика, за счет уровневой дифференциации, адаптировать учебный процесс к познавательным возможностям каждого ученика

          При работе над темой самообразования использую следующие материалы: концепции,  программы, опубликованные в 1997-1999 годах в ежегоднике « «Школа 2000…», «Педагогика здравого смысла» А.А. Леонтьева, материалы журнала «Начальная школа: плюс-минус» Ш.А. Амонашвили, Б.Д. Эльконина, В.В. Рубцова и др., учебно -методический комплекс «Школа России»

         В своей работе  стремлюсь реализовывать  принципы личностно -ориентированного образования, педагогики сотрудничества . Базовым понятием при этом остается гуманизация учебно-воспитательного процесса, которая предполагает,  с моей точки зрения, построение всей школьной жизни с максимальным учетом индивидуальности каждого учащегося .Стремлюсь руководствоваться принципами,  изложенными в гуманно-личностной технологии, разработанной и апробированной Ш А. Амонашвили. Использование личностно-ориентированных технологий позволяют мне  ставить в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечивать комфортные, бесконфликтные и безопасные условия для ее   развития, реализовывать ее природные потенциалы.

Я работаю в рамках Образовательной программы «Школа России». Комплект учебников УМК «Школа России» - результат работы большого авторского коллектива под руководством А.Плешакова в сотрудничестве с издательством «Просвещение». Разработчики проекта «Школа России» видят свою цель в том, чтобы средствами учебно – методического комплекта обеспечить современное образование младшего школьника в соответствии с положениями Национальной доктрины образования в РФ, концепцией модернизации российского образования, новейшими достижениями педагогической науки и лучшими традициями отечественной школы. Ориентация этой образовательной системы на   развитие личности, сознания, деятельности ученика при помощи учебных программ, а также целостность системы  от теоретических основ, учебников, программ, методических разработок до системы мониторинга  контроля результатов учения сделали выбор оправданным.

Дидактическую основу учебных пособий составляют классические принципы дидактики, при этом авторы строят комплект с учётом современных тенденций развития образования. Особенностью этой модели обучения являются органическое соединение традиционной методики с последними достижениями современной психологии и новейшими подходами к решению методических проблем. Предложенные учебные курсы опираются на педагогику сотрудничества. Технология обучения в совместной деятельности нацелена на решение следующих задач:
-помочь младшему школьнику наиболее полно реализовать свой потенциал, раскрыть свою индивидуальность, воспитать в ученике те качества личности, которые необходимы в общении, в ходе выполнения совместных дел;
- сохранить душевное и эмоциональное благополучие каждого учащегося.
УМК ориентирован на создание благоприятных условий для развёртывания учебной деятельности ученика, развития его мыслительных операций. В процессе учения школьник получает знания не  в готовом виде, а либо в ходе совместной деятельности (с другими учениками и учителем в качестве организатора ученического взаимодействия), либо самостоятельно. Авторы комплекта считают, что движущей силой учения является радость творчества, ощущение своих учебных достижений, приращения знаний и уверенности в себе. Отличительными особенностями учебника по математике под авторским руководством М.И.Моро является следующее:
- удачное соблюдение принципов научности, доступности, логичности,
- последовательности изложения теории;
- при ознакомлении с письменными приёмами выполнения арифметических действий, важное значение придаётся алгоритмизации, все объединения даются в виде чётко сформулированной последовательности шагов, которые должны быть выполнены;
- возможность организации дифференцированного и индивидуального подхода к обучению учащихся;
- выведение новых тем, слов обозначающих то или иное понятие;
- выделение другим шрифтом определений, понятий;
- решение опорных задач с показом чертежа.
Всё это способствует неформальному усвоению знаний, позволяет учителю последовательно и достаточно строго изложить теоретический материал, организовать продуманное чтение учебника и самостоятельную работу учащихся.
Учебник Русский язык (авт. Рамзаева и др.) предназначен для учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ. Учебники комплекта хорошо иллюстрированы, оформлены с учетом возрастных особенностей младших школьников, отвечают дидактическим принципам обучения. Во всех этих учебниках большое место отводится наблюдениям за лексическим значением слов, постепенно усваиваются грамматические признаки слова. Учебники содержат сведения из области речеведения: текст, тема, основная мысль текста, типы речи, стили речи, изобразитель – выразительные средства речи. Усложнение материала идёт постепенное.
Рабочие тетради комплекта являются отличным дополнением учебников. Большое внимание автор УМК Т. Г. Рамзаева уделяет развитию речи младших школьников. В тетради предусмотрены разнообразные задания по развитию речи: прочитай и дополни, допиши, продолжи цепочку слов, текст, составь рассказ, расскажи, придумай. Автор предполагает работу обучающихся  со словарями, с другими источниками, разнообразные формы организации учебно-познавательной деятельности : коллективную, групповую, работу в паре. Четко прослеживается межпредметная связь, например, с уроками ИЗО, математики, чтения окружающего мира.
Особое внимание уделяется интерактивным методам: ролевая, деловая игры, проектная деятельность, исследование, тренинги, т.к., включаясь в активную деятельность, ребенок проверяет свои способности, свой выбор.

Учебный курс «Литературное чтение» (авторы А. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова) занимает центральное место среди учебных предметов УМК «Школа России», он развивает у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, расширяет их читательские возможности и знания об окружающем мире, своих сверстниках, о природе, об истории нашей Родины, кругозор; обеспечивает развитие речи; формирует потребность в чтении книг. Частью его является внеклассное чтение на уроках и дома. В учебниках сохраняются тематико-жанровые разделы, а каждый следующий год вносит новые стороны в подход к текстам.
Учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» адресован, прежде всего, учащимся. Данный учебник охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нём человека. Изучение многих разделов способствует развитию пространственных представлений детей, их воображения, помогает воспитывать любовь к Родине, к Земле как общему дому всего человечества. Комплект «Школа России» проверен временем и обеспечивает хорошие результаты. Благодаря ему, традиционная программа усваивается учащимися легче (за счет алгоритмов и четких формулировок правил), в ней соблюдается принцип преемственности в обучении со средним звеном, ей свойственна открытость, способность впитывать в себя новые и новые общедидактические и методические идеи.

В соответствии с учетом особенностей класса и принципами организации своей деятельности  использую такие формы работы, которые опираются на совместную или самостоятельную учебно- познавательную деятельность учащихся под руководством учителя: групповые и индивидуальные, общеклассные, парные. Мои функции в такой совместной деятельности изменяются в зависимости от возраста учащихся и этапа обучения. Использую в своих уроках  метод постановки проблемы, таким образом обеспечиваю  формулирование учениками вопроса для исследования ими темы урока    Полноценное включение ребенка в деятельность резко отличается от традиционной передачи ему готового знания: теперь моя задача организовать исследовательскую работу детей так, чтобы он сам пришли к решению ключевой проблемы урока.

 В этом случае появляется  необходимость пересмотра  структуры урока, которая не может быть застывшей. Так как исследовательский проект может быть монопредметным (выполняться на материале одного предмета), межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов, например, история и литература), надпредметным ( например, «Дом в котором я хочу жить» и т.д.). Выполняется исследовательский проект в ходе факультатива «Мир деятельности», работы в творческих мастерских. В своей работе использую также  такую форму организации учебного процесса, как «Учебная дискуссия». Учебная дискуссия-это спор, направленный на решение задач обучения, среди которых можно назвать следующие:

-  обеспечивать усвоение учебного материала не путём "вкладывания знаний в головы", а путём напряжения мысли, сопоставления разных точек зрения, поиска истины;

-  готовить школьников к самостоятельной исследовательской работе: в малых группах, индивидуальной;

-  активизировать познавательную деятельность учащихся;

-  развивать коммуникативные умения: вести диалог, слушать, соглашаться с мнением партнёра, возражать, доказывать свою точку зрения.

 Такая форма диалогична по своей сути  и как форма организации обучения, и  как способ работы с учебным материалом. Ученики делятся на группы для самостоятельного изучения нового материала, для обсуждения вариантов решения задачи, различных точек зрения на одно и то же явление.  Обучение, основанное на групповых формах организации урока, разрешает к концу начальной школы сформировать класс как учебное сообщество, доброкачественное и склонное ставить учебную задачу, искать пути ее решения и полученные результаты использовать для решения большого круга частных задач.

Развивающему  подходу в обучении противопоказано преобладание  чисто механических (тренировочных ) упражнений. В связи с этим стараюсь использовать формирующие упражнения, простроить взаимосвязанные учебные задачи. Широко использую приемы, которые позволяют ученикам  придумывать задачи и задания для своих одноклассников. Часто такие задания являются адресными. Работа в микрогруппах позволяет детям оценить свои способности и способности своих «коллег», подбирать задания соответствующие  для того ли иного ученика. Таким образом осуществляется  организация взаимопроверки и поддержка  более слабых учащихся.

Чрезвычайно актуальными считаю приемы снятия стресса в учебном процессе. В начале урока при постановке целей, задач стараюсь  назвать учащихся, ответы которых предпочтительно сегодня услышать, избегаю опросов у доски и, если ребенок предпочитает отвечать со своего рабочего места, не препятствую этому. Массу психологических  дидактических проблем  решает придуманный Ш.А. Амонашвили прием ответа «на ухо», особенно в первый год обучения, практикую « личные письма»  ученикам, проще и безопасней объявить о своих претензиях и пожеланиях лично, не выставляя на публичное обсуждение возникающие проблемы. Совместно с психологом школы в классе регулярно проводятся исследования, которые подтверждают, что уровень школьной мотивации неуклонно растет (Приложение 1).

Из представленной диаграммы следует, что за три года обучения высокий уровень школьной мотивации вырос от 30% до 80%, что свидетельствует о том, что в процессе обучения преобладает позитивное общение в рамках  класса.

В известном смысле частным случаем  является организация текущего контроля. Помимо снятия стрессовых факторов следует учитывать  необходимость двойной – контролирующей и обучающей  - функции средств контроля. Позиция авторов  образовательной системы  «Школа России» достаточно ясна: минимум оценок, максимум отметок. Согласно этому принципу  оцениваю не степень «незнания», а степень «знания», ориентируя школьника на позитивное подкрепление.

Психолого-педагогические исследования показывают, что дети осваивают знания и способы деятельности по-разному. Различен темп, уровень, прочность, тип мышления, долговременность сохранения знаний в памяти, их перенос в иную ситуацию, различно и влияние знаний на развитие личности ребенка, освоить же определенный минимум должен каждый обучающийся. Реализовать требования стандарта – моя основная задача. Здесь возникает сложная проблема: как учесть все особенности,  сделать обучение оптимальным для каждого. Решить эту проблему можно за счет уровневой дифференциации. Появляется необходимость адаптировать учебный процесс к индивидуальным возможностям каждого ученика, предъявить требования, соответствующие уровню его индивидуального развития. Следовательно, необходимо определить этот уровень. Таким образом, возникла потребность в создании системы мониторинговых исследований.

Мониторинг – регулярное непрерывное контролирующее действие  качественных результатов обучения, воспитания, развития учащихся. В отличии от  общепринятого понимания контроля мониторинг представляет собой форму организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации, обеспечивающую непрерывное слежение за уровнем обученности, воспитанности, развития  школьника. С помощью мониторинга получаю целостное представление о личности ученика.  В содержание мониторинга входит изучение:

           -личности школьника;

          - осмысление и отслеживание учебных возможностей:

-         степени обученности;

-         обучаемости;

-         познавательных интересов;

-         мотивов учения;

-         степени удовлетворенности  учащихся образовательным процессом;

-         эмоционального состояния учащихся;

-         характера внутришкольных отношений.

Директором нашей школы Чапкайло Я.Н. была разработана система мониторинга МоНаРо, которая позволяет осуществлять работу по изучению результатов учебной деятельности детей. Исследования провожу в классе по различным  аспектам: уровень усвоения учебных программ, развитие навыка чтения, развитие орфографической зоркости,  определение  уровня развития общеучебных навыков, степень удовлетворенности учащимися и родителями учебным процессом и т. д. (Приложение 9)

Любое исследование начинаю с того, что определяю цели и задачи мониторинга: проанализировать и оценить результативность обучения, оценить эффективность обучения с точки зрения государственных стандартов образования; проанализировать успешность обучения с учетом особенностей детей своего класса. Определяю основные показатели: критерии (в соответствии с требованиями  государственных стандартов образования). Выбираю формализированные (тесты, анкеты, опросники, контрольные работы и диктанты и др.) и неформализированные ( наблюдения, беседы) методы диагностки. Программы  образовательной ситемы «Школа России» оснащены  по всем предметам самостоятельными, проверочными и контрольными работами. Предпочтение отдается тестовым формам работ, опросникам, но присутствуют и традиционные формы учета  контроля знаний, умений и навыков: диктанты, изложения, сочинения и т.д.

На втором  этапе (аналитико-диагностическом)  занимаюсь сбором информации, количественной и   качественной обработкой данных, ставлю педагогический диагноз, устанавливаю и анализирую причинно-следственные зависимости. В рамках образовательной системы разработаны  электронные приложения к учебникам по математике, литературному чтению и окружающему миру. Их использование  позволяют отследить характер изменений  в уровне подготовки учащегося на протяжении всего процесса обучения.

На третьем этапе (прогностическом)  занимаюсь прогнозированием дальнейших тенденции, прогнозированием возможностей развития, разработкой планов.

Четвертый этап (деятельностно-технологический) предполагает осуществление коррекции педагогического процесса, устранение причин и пробелов или отставаний, тормозящих развитие ребенка или ослабляющих его внимание.

На следующем этапе (промежуточно- диагностическом) сопоставляю полученные показатели с нормативными, устанавливаю причины отклонений от нормативных показателей на основе логического анализа, веду разработку стратегии коррекционно-развивающей работы.

Шестой этап завершающий: итогово-диагностический. На этом этапе оцениваю состояние объекта мониторинга, сопоставляю полученные результаты с первоначальными, определяю эффективность проведенной работы на основе логического анализа.

Безусловно, этот цикл наполняется в каждом конкретном случае разным содержанием . изучая тот или иной раздел учебного курса, я ставлю перед собой цель добиться, чтобы учащиеся поняли, усвоили его содержание, получили определенные знания и научились их применять. Мониторинговые исследования позволяют мне удостовериться в том, что цели достигнуты или же, наоборот, не достигнуты , получить  достоверные данные о том, что моя работа нуждается в поправках.  Результаты исследований всегда доступны и моим ученикам, и их родителям. Таким образом, каждый участник образовательного процесса получает возможность осмыслить и оценить собственную деятельность.  На примере изучения развития навыка чтения можно  проследить все этапы  проведения мониторинговых исследований.

Поставив цель, определить  и измерить состояние навыка чтения школьников  во втором классе, провела диагностику  умений, связанных с чтением.  Определила, в какой мере учащиеся класса владеют чтением, насколько внимательны при чтении, проанализировала характер ошибок, определила способы чтения. Результаты исследований позволили выявить группу учащихся 2 класса, слабо владеющих навыком чтения. Среди  учащихся выделялась группа детей с  высоким развитием навыка чтения . Практически все учащиеся класса допускали ошибки, связанные с пропуском, перестановкой, заменой букв , слов и слогов. Ежемесячное фиксирование изменений  в графиках,  таблицах позволило определить группу  школьников, нуждающихся в коррекционной работе.  Определив причины отставания в развитии навыка чтения, составила индивидуальные графики контроля, графики проведения индивидуальных занятий. Провела ряд консультаций для родителей этих учащихся.  На этапе коррекционной работы все  дети  работали с «Дневником юного читателя», разработанного О.В.Узоровой и Е.А. Нефедовой.  К концу первого года обучения подвела итоги своей работы. Анализ мониторинговых исследований позволил определить степень развития навыка чтения у «тревожной» группы учащихся, а так как  исследования проводились в рамках всего классного коллектива, то очень хорошо  была видна динамика развития навыка чтения   остальных учащихся. При этом на конец года определилась группа учеников, которые за весь период проведения исследований не показали динамики, а в некоторых случаях появились  и отставания, что потребовало новых исследований  новой коррекционной работы.

В ходе работы возникла необходимость в оформлении результатов исследований в форме, доступной не только взрослым участникам процесса, но и учащимся. Появился план диагностических исследований на определенный период времени ( на четверть).  По мере возникновения проблемных ситуаций план может подвергаться корректировке. К плану прилагаются технологические карты, их разработка,  составление ведется на основании программных требований, предъявляемой к возрастной группе. Технологические карты позволяют сделать мне выводы о качестве  преподавания,  обученности и о характере пробелов  в знаниях учащихся. Заполнение технологических карт позволяет проанализировать любой вид деятельности  в данном конкретном случае и провести сравнительный анализ за определенный период времени. Наиболее доступным способом получения и осмысления результатов, с моей точки зрения, являются графики достижений. Так как информация о результатах исследований  сохраняется весь период обучения, не составляет труда проследить динамику развития каждого ученика или отсутствие этой динамики. Систематическое фиксирование результатов в системе МоНаРо способствует коррекционной  индивидуальной работе с учеником, которая всегда приносит положительные результаты.

         Для полного развития интеллектуальной личности необходим анализ обученности по всем предметам, изучаемым в начальной школе. Но при оценке достижений учащихся необходимо учитывать не только предметные, но и общеучебные умения. Поэтому  возникает необходимость в тесном сотрудничестве с родителями учащихся  и психологом школы. Таким образом, происходит непрерывное наблюдение за состоянием  процесса обучения, я имею возможность зафиксировать уровень успешности каждого ученика, найти пути устранения трудностей,  предупреждаю негативные тенденции в образовательном процессе, т.е. имею возможности для создания оптимальных условий обучения  для каждого ученика.

Результатом своей работы считаю  высокую школьную мотивацию у учащихся класса, низкий уровень тревожности,  динамику качества обученности по всем учебным предметам, динамику развития общеучебных умений (Приложение 2). С 2010 года учащиеся моего класса ежегодно принимают активное участие в международных играх: «Кенгуру»,  «Русский медвежонок», в 2012 году Андриянец Елизавета заняла 1 место, Глебова Варвара 3 место  в игре – конкурсе по русскому языку  «Русский медвежонок» в школе, в 2013 году трое учеников моего класса заняли все призовые места в школе в международном математическом конкурсе «Кенгуру -2013» Глебова Варвара - 1 место, Черепова Алина – 2 место, Павлов Глеб – 3 место (Приложение 3). Учащиеся класса принимают активное участие в районных конкурсах.

         В 2008 году я являлась  участником творческой группы по апробации  ФГОС второго поколения, принимала активное участие в работе  экспериментальной площадки городского уровня по апробации стандартов, принимала участие в экспертизе программ начального общего образования в рамках Федеральных государственных образовательных  стандартов второго поколения.

В 2008 году приняла участие в районном конкурсе «Учитель года»,  награждена грамотами районного  отдела образования по итогам  2008-2009 учебного года (Приложение 4)

В 2009 году аттестована на первую категорию заочно на основании поданных материалов, самоанализа и портфолио.

Мои методические разработки  уроков включены в сборник математических экскурсий в начальной школе, изданных под руководством  Смолеусовой Т.В.

В 2009-2010 учебном году разместила публикации в материалах Всероссийского Фестиваля педагогический идей «Открытый урок» по  теме «Развитие речи, формирование графических навыков и каллиграфического почерка», урок по образовательному праву (Приложение 5)

В 2010 году принимала участие в Авторском семинаре Академика РАО, доктора психологический наук, профессора Ш.А.Амоашвили «Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе» (Приложение 6)

В 2010 году принимала участие в региональном семинаре «Модернизация математического образования в начальной школе», выражена благодарность НИПК и ПРО.(Приложение 4)

Награждена Дипломом Лауреата 3 степени за конкурсный материал «Образовательное право в современной школе», в номинации «Организация досуговой деятельности школьников» районного конкурса «Методический калейдоскоп» в 2010 году (Приложение 4)

В 2012 году участвовала в региональном семинаре «Применение ИКТ в образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС» (Приложение 7)

Награждена Почётной Грамотой отдела образования  за вклад в развитие системы образования Центрального округа и по итогам за 2012-2013 учебные годы (Приложение 4)

         Являюсь организатором международных, региональных интеллектуальных игр-конкурсов «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Золотое Руно», «Лукоморье» (Приложение 8)

          Прошла курсовую подготовку  по теме: «Актуальные вопросы преподавания комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»  в объёме 72 часа с 3 по 18 сентября  20013 года в ГАОУ ДПО НСО «Новосибирский Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель начальных классов                                                  

МБОУ СОШ № 85 «Журавушка»                                           Колошницина О.О.

 

 

Приложение 2

 

 

 

Динамика качества обученности учащихся класса

с 2011/2012 по 2013/2014 уч.год

учитель Колошницина О.О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

Приложение 8

 

 

 

Диаграмма уровня тревожности учащихся класса

с 2011/2012 по 2013/2014

Учитель Колошницина О.О.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты измерения уровня тревожности по методикам «Шкала проявлений тревожности», «Шкала личностной тревожности учащихся»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

Динамика роста школьной мотивации учащихся  2– 4 класса «Б»,

период исследований 2011- 2013 годы

 учитель Колошницина О.О.

 

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 10.11.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
B Roll provided by Videezy